Александр Тукманов: Президент ФК "Торпедо-ЗИЛ" назначил нам встречу в Лужниках, где он оказался по каким-то делам. Однако для общения мы вынуждены были подыскивать другое место: расположиться на БСА или прилегающей к ней территории торпедовец Тукманов не захотел. "Теперь я работаю в другом месте. Да и воспоминания еще свежи".
Выехали за территорию. Нашли кафе. Заказали чай.
- Интересная это тема - "Торпедо", - первым начал Тукманов разговор с корреспондентами "СЭ" Евгением ДЗИЧКОВСКИМ и Александром ЛЬВОВЫМ.
- Переходящая, как знамя. Из рук в руки.
- Полководца потому что нет.
- Но вы ведь во вторник встречались с полководцем.
- Я не стал бы пока раздавать воинские звания. Команды еще не существует, главное сейчас, чтобы она сформировалась. А с Александром Мамутом я действительно встречался.
- Кто кроме него взялся за реализацию новой торпедовской идеи?
- Отдельное спасибо следует сказать генеральному директору ЗИЛа Константину Лаптеву и главному редактору "Российской газеты" Александру Горбенко, человеку, любящему футбол, посетившему в прошлом сезоне чуть ли не все выездные матчи "Торпедо-РГ". Они сразу поддержали мое предложение, пошли навстречу. Кроме того, предварительно советовался с известным политиком Виктором Калюжным, с Игорем Нахутиным, заместителем руководителя аппарата правительства Москвы. Оба - давние торпедовские болельщики. С Вячеславом Колосковым, разумеется, обсудил ситуацию. Все меня поддержали. Встречался с лидерами болельщиков, которые когда-то ходили на Восточную, а затем до последнего поддерживали "Торпедо" в Лужниках. Они не только выразили одобрение, но еще и помогли кое в чем.
- Юрий Лужков в курсе?
- Думаю, да. Хотя я его пока в известность не ставил. Планирую сделать это в субботу.
- Суть идеи изначально была в том, чтобы возродить именно "Торпедо" или просто создать заводскую команду на Восточной улице?
- Главное, что хотелось сделать: снова объединить завод, команду, стадион и болельщиков. Это основные постулаты.
- Давно у вас появились такие мысли?
- Когда понял, что руководству Лужников серьезная команда на сегодняшнем этапе не нужна.
- И тогда вы обратились к Мамуту…
- Он сам когда-то жил на Автозаводской, болел за "Торпедо", гонял мяч на заводском стадионе. Идею Мамут сразу поддержал, сказал: "Давайте попробуем". Плюс к тому оказалось, что логотип "Торпедо-ЗИЛ" - шестеренка, буква "Т" и автомобиль - свободен, права на него у завода никто не забирал. Все это сложилось в определенную комбинацию. Хочется верить - удачную. А завод в настоящий момент обратился в "Роспатент", чтобы окончательно закрепить логотип за собой.
- Сейчас можно говорить о каких-то конкретных задачах для команды?
- Играть для болельщиков - вот что главное на данном этапе. Об амбициозных задачах говорить рано, они пока не сформулированы. Создается клуб, формируется штат, набирается персонал. Пока нет контрактов с игроками. Да они еще и не набраны, находятся на просмотре. Потому и говорим сейчас: наша цель - поставить игру и вернуть людей на трибуны, сплотить торпедовских болельщиков, которых мы едва не потеряли.
- Необходимые заявочные мероприятия уже сделаны?
- Да, мы прошли аттестацию, команда будет играть во 2-м дивизионе, скорее всего, в зоне "Запад". Я занял должность президента клуба, главным тренером назначен Александр Башмаков, его помощником - бывший игрок "Торпедо" Андрей Малай.
- Каким образом появилась кандидатура Башмакова?
- Ее предложил Мамут. И объяснил свою позицию. Башмаков работал в основном в непростых условиях Белоруссии. Не избалован деньгами, у него не замыленный взгляд на российский футбол. Не имеет ненужных связей с агентами. В свое время работал тренером в интернате у Валерия Филатова, в "Локомотиве". Зарекомендовал себя неплохим специалистом.
- Клубный бюджет с Мамутом обсуждали?
- Естественно. Он соответствует требованиям ПФЛ к командам второго дивизиона и составляет порядка 50 миллионов рублей. Не то чтобы этого недостаточно, но хотелось бы, не скрою, чтобы бюджет был больше. И наши действия будут на это направлены.
- На какую сумму рассчитываете, если не секрет?
- Первоначально мы спланировали две сметы. Первую сделали близкой к 100 миллионам рублей, вторую - к 50 миллионам. 52, если не ошибаюсь. За основу был принят второй вариант. Правда, реальный бюджет может оказаться как меньше, так и больше - время сейчас такое, нестабильное. Рекомендованный минимум - 35 миллионов, ниже этой планки мы точно не опустимся.
- За счет чего или кого ее можно поднять?
- За счет пожертвований, спонсорства. Хотя я прекрасно понимаю, что спонсорство во втором дивизионе - явление не слишком распространенное. Рассчитываем на то, что округ довольно большой, постараемся привлечь кого-то из тех, кто имеет бизнес в этом столичном районе.
- Мамут на сегодняшний день - полновластный владелец команды?
- Безусловно. Он главный акционер, принимает все ключевые решения.
- Снять задачу выхода в первый дивизион по итогам сезона - его инициатива?
- Выходить наверх, чтобы там потом болтаться, смысла нет. Для чего тратить деньги? В первый дивизион надо прийти, по моему разумению, на сезон. И сразу подняться в премьер-лигу. На сегодняшний день "Торпедо-ЗИЛ" к этому не готово. Но мы создаем такую команду, надеемся, что удастся выполнить все необходимые условия.
- А если, что называется, пойдет, вы же не станете искусственно себя сдерживать?
- Конечно, нет. Задача будет корректироваться в зависимости от ситуации, в том числе и финансовой. Но на сегодняшний день наши возможности соответствуют клубу второго дивизиона. Сложится коллектив, начнут ходить болельщики - тогда посмотрим. Все должно сойтись воедино.
- То есть, этот сезон будет пробным?
- В целом, да.
- По какому принципу будете комплектоваться? Наберете ветеранов, свободных агентов, молодежь или игроков уровня премьер-лиги?
- Сейчас смотрим всех. Понятно, что Жирковы нам не по карману, но тех ветеранов, которые хотели бы продлить свой век в футболе, остаться в Москве, - милости просим.
- Кого, кроме Мелешина, уже позвали?
- Пока об этом говорить рано. Хотел бы видеть у нас надежного торпедовского голкипера Илью Абаева. Вторая лига - не тот уровень, на который он рассчитывает, но если что-то не сложится с предложениями, рады будем предложить ему контракт. Евгений Ловчев просил посмотреть сына Германа. А остальные… Неделю всего работаем. Сейчас о нас слух пойдет, может, к заявке игроки и подтянутся. (По нашим данным, на просмотре уже находятся вратари Левицкий и Криворучко, защитник Коротков и полузащитник Дятель. - Прим. "СЭ").
- Как думаете, если бы не кризис, планка притязаний новой команды была бы выше?
- Разумеется: кризис никого не щадит. А Мамут - реалистичный человек. Он прямо говорит: не хочу никого вводить в заблуждение, на сегодняшний день есть такие деньги, исходя из них и будем работать.
- Чем вам обязался помочь завод?
- ЗИЛ дает бренд, во-первых. Офис клуба будет находиться в здании заводоуправления, нам выделят площадь. Если появятся иногородние игроки, завод рассмотрит вопрос о предоставления общежития. Тренировочная база будет находиться там же, на Восточной. Кроме того, мы разговаривали со структурами Михаила Прохорова, которым принадлежит стадион имени Стрельцова. Они с пониманием отнеслись к ситуации, согласились с тем, что заводская команда должна играть на Восточной улице, и объявили нормальную цену за аренду. Однако мы рассчитываем, что сумеем сойтись на еще более выгодных условиях.
- Где пройдут сборы?
- Скорее всего, в районе Сочи. Есть предложение и в Турцию поехать.
- Со стороны ФК "Москва" не ощущаете какого-то противодействия или ревности?
- Нет, у нас разный уровень и разные задачи. Хотелось бы, чтобы болельщики "горожан" приходили и на наши матчи тоже.
- Валерий Филатов и Владимир Эштреков, первоначально согласившиеся работать с вами, отошли в сторону после того, как узнали, что сезон будет "пробным"?
- Мне бы не хотелось выносить сейчас окончательных оценок. Эштрекова попросили посмотреть игроков, чтобы не терять времени. Конкретного предложения ему, откровенно говоря, сделано не было. Возможно, в этом главная причина его отказа.
- К нам в редакцию поступил пресс-релиз из Лужников, в котором говорится, что ведутся переговоры о продаже ЗИЛу торпедовского бренда за символическую сумму. Это так?
- Да, я стоял у истоков этой идеи. Владимир Алешин неоднократно говорил, что готов продать команду. Раз так, я ему посоветовал написать письмо на завод, которое затем сам туда и отвез. Наши учредители тоже пришли к выводу: для всех было бы лучше, чтобы "Торпедо" было единым. В противном случае, ситуация могла бы выглядеть глупейшим образом: два "Торпедо" - во второй лиге, да еще и в одной зоне. В общем, интересы совпали. Директор ЗИЛа ответил на письмо Алешина. Я с юристами приезжал в Лужники, смотрел ряд документов. Сейчас идет работа по проработке деталей договора.
- Есть шанс, что успеете до начала чемпионата?
- Есть. Если юристы сумеют все подготовить… Сложность в том, что в штате лужниковского клуба находится порядка 50 человек. С ними надо что-то делать. Кто-то будет полезен в новой команде, кто-то не пригодится. Придется расставаться, а это всегда болезненно, связано с денежными и юридическими вопросами. Во всяком случае, процесс идет. Чем все закончится - увидим. Мы отдаем себе отчет, что поддержка единой, консолидированной армии торпедовских болельщиков будет для нас неоценимой.
- Откуда взялась сумма вероятной сделки - 1 доллар?
- Это ведь логично. Взял бесплатно команду на заводе - верни ее туда за условную цену со всей историей и регалиями. История знала случаи, когда и более известные клубы приобретались за 1 фунт стерлингов. "Челси", например.
Источник: http://news.sport-express.ru/online/ntext/29/nl290031.html
|